Заметки об отдыхе на Байкале (25.07.2008 - 8.08.2008)

Вступление (общие сведения)

Проживание - база отдыха «ОСЛИК» (Оздоровительно-Спортивный Лагерь Института Культуры)

Транспорт - «Сибирь», личный автомобиль

Это была наша первая поездка вместе с сыном. Традиционно большую часть отпуска мы провели у родственников. Не рискнув надолго ехать на турбазу с маленьким ребёнком, были на самом Байкале всего три дня. Плюс ещё выезд на день, но обо всём по порядку…

Перелёт

Ожидание в аэропорту было скрашено для сына двумя приятными моментами. Во-первых, его наконец-то покормили после долгой «езды» по пробкам, а во-вторых… Обнаружив эскалатор, он стал постоянно к нему стремиться. В итоге мы сделали «кругов» двадцать вверх-вниз по эскалатору. Хорошо ещё, что терминал оказался трёхэтажным и сами эскалаторы разнесены друг от друга на несколько метров.

Зато перелёт для нас всех оказался тяжёлым испытанием. Особенно «туда». Мы первый раз путешествовали с ребёнком… Он первый раз летел на самолёте… Первый раз ему пришлось осознанно засыпать на коленях у родителей… при включённом свете и несмолкающем гвалте соседних пассажиров…

Сын не ожидал от нас такого подвоха и «отомстил» по полной программе - большую часть полёта он рыдал и капризничал не переставая, вызывая «дикий восторг», у сидевших рядом и пытавшихся спать других детей и их родителей.

Для себя сделали вывод: «в ночное» ребёнка больше брать не будем (по крайней мере ближайшие 3-5 лет)!

Вообще, авиакомпания «Сибирь» неприятно удивила нас, дав два места (сыну на момент полёта не было двух лет и он летел бесплатно, но и, естесственно, без места) не только не рядом, но даже и не в одном ряду! Хорошо ещё, что нам удалось поменяться и сесть вместе.

Ещё одним неприятным сюрпризом стало то, что нам дали билеты в ряд у аварийного выхода. В результате чего спинки нашего ряда, видимо из соображений техники безопасности, не откидывались. Т.е. весь полёт пришлось провести в положении сидя! Кстати, мы были не единственными «счастливчиками». Весь наш ряд летел с «ручными» детьми! Это что, случайное совпадение или всё-таки своеобразная «месть» авиакомпании за бесплатный провоз детей?

Как мы выяснили уже где-то посередине полёта, ремень для пристёгивания ребёнка нам тоже не выдали. Об этом нам «мило» сообщила одна из стюардесс, сказав, что ребёнка нельзя пристёгивать тем же ремнём, что и себя, т.к., в случае возникновения нештатных ситуаций, его можно раздавить собственным весом. И добавила «если вам не выдали специальный детский ремень, пристегните себя, а ребёнка крепко держите на руках». Интересно, а кто нам должен был выдать этот ремень, как не она?

В общем, до этой поездки я был лучшего мнения о «Сибири»…

Кормили вполне прилично, но слишком часто, учитывая, что перелёт проходил в ночное время и многие пассажиры всё-таки хотели поспать.

После взлёта разнесли напитки. Потом был «ужин». После ужина раздавали (ну не выливать же в самом деле!) остатки чая и кофе. Потом, через пару часов, снова напоили (из напитков к тому моменту осталась только минералка). Потом был «завтрак» и снова остатки чая и кофе. В итоге в общей сложности нас будили шесть раз! И это не считая сбора посуды после еды… Кстати, леденцы на взлёте и посадке нам не предлагали.

Чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, сразу же расскажу и об обратном перелёте.

Он прошёл гораздо спокойнее. Сын видимо уже немного адаптировался к постоянным перемещениям в пространстве и даже, не смотря на дневное время, уснул и проспал почти два часа.

На обратном пути мы наконец-то увидели как выглядит детский ремень безопасности. Он пристёгивается к родительскому, но, в отличии от обычного, у него не регулируется «объём», что несколько странно, учитывая назначение данного предмета…

Не смотря на то, что обратная дорога на полчаса длиннее, кормили нас только один раз и дважды поили.

Время в полёте: туда - 5 часов 45 минут; обратно - 6,5 часов. Плюс разница во времени 5 часов. В итоге туда летишь «целую ночь» (вылет в 21:25; прилёт - 8:10 на следующий день), а обратно чуть больше часа (вылет в 9:25; прилёт - 10:55).

Сразу же отмечу, что билеты на дорогу являются самой большой статьёй расхода (если лететь из европейской части РФ). Это справедливо как для авиа, так и для железнодорожных билетов. Кстати, стоимость последних, если брать купейные (а я с трудом представляю поездку в плацкарте длительностью более четырёх суток), мало отличается от авиабилетов. К тому же июль-август традиционно являются сезоном отпусков. И, учитывая, что жители Улан-Удэ тоже хотят отдыхать в это время и лететь в Европу или на «наши юга» им приходится через Москву, авиабилеты надо покупать заранее. Мы, например, покупали их в конце апреля (благо, в отличии от железнодорожных, для авиабилетов нет ограничения на бронирование в 45 дней). Но уже тогда невозможно было купить билеты по самому дешёвому тарифу!

Кстати, в Улан-Удэ из Москвы летают только две авиакомпании - «Сибирь» и «ВИМ-Авиа». Говорят, что у последней билеты подешевле, но сам я этого не проверял…

Баргузинский тракт (27.07.2008)

После покупки собственного автомобиля я стал гораздо больше внимания уделять дорожному покрытию, даже если сижу не на водительском месте. Но это так, к слову…

Поехали по Баргузинскому тракту. Конечной целью нашего путешествия было место на берегу Байкала, примерно посередине между Гремячинском и Туркой (где, кстати, совершали свои погружения батискафы «Мир»). Там же в километре от Байкала находится тёплое озеро Котокель (на некоторых картах обозначается как «оз. Котокельское»). В первоначальных планах был поход на Котокель и, при возможности, поездка в Турку - поглазеть на батискафы, но… погода и другие обстоятельства внесли свои коррективы…

На подъезде к Батурино открывается красивый вид на село. Мы остановились, чтобы сделать несколько фотографий.

На реке Хаим сделали традиционную остановку, чтобы «побрызгать». Это местный обычай, имеющий языческие корни. Заключается он вовсе не в том, что вы могли сначала подумать, а в том, что в определённом ( ) месте (называемом ) на дороге надо сделать остановку, бросить несколько мелких монеток и «выпить-закусить», чтобы дорога была хорошей, а поездка удачной.

Через несколько километров после Хаима дорога… кончилась. Вернее, формально она конечно же была, но фактически… Таких плохих дорог я ещё не встречал в жизни. Если сказать точнее, я даже представить себе не мог, что бывают такие ужастные дороги!

Многокиломитровая песчаная насыпь, разбитая тысячами колёс до состояния сплошных рытвин. Особенно плохо ехать во время и после дождя (а день как раз выдался ненастным). Скорость редко превышала 20 км/ч, да и то, если сильно торопиться и не особо беречь машину (вёзший нас родственник признался, что после каждой такой поездки меняет стойки на машине!)… Как по этой дороге каждый день ездят в Усть-Баргузин и обратно маршрутки и автобусы, я вообще представить не могу.

Эту дорогу ремонтируют уже много лет (укладывая и «сдирая» асфальт - осваивают бюджетные деньги). Ремонт идёт и в настоящее время. Поэтому нам периодически приходилось съезжать с «дороги» на временные объездные дороги…

В общем дорога в один конец заняла у нас более трёх часов. Плюс столько же обратно.

По приезду на место выяснилось, что у одной из двух машин, на которых мы приехали, отказало рулевое управление (хорошо, что это выяснилось на стоянке, а не в пути!). Да и погода испортилась окончательно.

В общем пришлось отказаться от прогулки на Котокель и поездки в Турку. Надеюсь, что мы туда ещё выберемся в следующий раз…

Улан-Удэ (28.07 - 3.08.2008)

Кстати сказать, дороги в самом Улан-Удэ тоже ужасные, но их, хотя и очень медленно, всё-таки ремонтируют. Почти вся цетральная часть перерыта. В результате чего в часы пик образуются большие пробки. И хотя, до московских им ещё далеко, местных жителей это мало утешает.

Национальный орнамент на фасадах зданий (в виде решёток) - отличное подспорье для воров. Поэтому балконы даже на верхних этажах многоэтажных зданий как правило закрыты металлическими решётками. Вообще, многоэтажных зданий в городе довольно мало, т.к. он находится в сейсмоопасном районе. Поэтому город достаточно сильно «растянут» вдоль рек (он расположен на слиянии Селенги и Уды) в виде трёхлучевой «морской звезды».

Вообще, строят в городе не только дороги. В «лесах» находится оперный театр. Бывший переделывают в . А предназначение объяснить без знания китайского языка проблематично, хотя и можно предположить…

Не смотря на дорожную «разруху» город оставляет о себе приятное впечатление. Его внешний облик (по крайней мере в центре) вполне соответствует столичному статусу.

Во дворах много ухоженных и чистеньких детских площадок, что нас приятно удивило (сын тоже не «остался в стороне» и пользовался ими по полной программе).

Улица Ленина - местный «Арбат»

Когда мы были в Улан-Уде в прошлый раз, улица Ленина ничем не отличалась от остальных улиц города, за исключением того, что в выходные движение по ней было запрещено. Причём проезжую часть не перекрывали, ограничиваясь знаками. Поэтому невнимательные водители частенько попадали в «лапы» местных гаишников (чему последние были несказанно рады)…

В этот же приезд мы обнаружили…

Впрочем, смотрите сами.

Затмение (01.08.2008)

Пытался сфотографировать затмение. Получилось . Во-первых, была «переменная облачность». Во-вторых, в Улан-Удэ затмение было не полным. Ну и наконец, фотоаппарат не был подготовлен должным образом… Увы.

Энхалук (4.08 - 7.08.2008)

От Улан-Удэ до Энхалука (Энхэлука) 170 км. На большей части пути дорожное покрытие вполне приличного качества. Исключение составляет последний отрезок (порядка 20 км), где дорога напоминает Баргузинский тракт, но всё же немного лучше, т.к. её регулярно ровняют грейдером (сами несколько раз наблюдали).

Наконец-то построили (сдали осенью 2007-го) и паромная переправа больше не действует. Хотя в этом была определённая романтика…

По приезду обнаружили, что в отличии от прошлого раза воздух оказался гораздо чище - стал хорошо виден противоположный берег (благо там горы), до которого, судя по карте, порядка 40 км. Причём не только прямо напротив, но и гораздо севернее - вплоть до Ольхона (а тут уже все 75 км!).

За прошедшие пять лет произошли заметные изменения. Территория ОСЛИК'а стала более ухоженной. Обстановка в домиках также претерпела изменения к лучшему.

Единственным нововведением, которое совсем не понравилось, была… хлорка в туалетах, которой в немерянных количествах засыпали их содержимое по вечерам. Нет, я конечно понимаю, что с точки зрения гигиены это очень даже полезно и правильно, но… зайти в такой туалет можно только в противогазе.

В деревне полным ходом идёт строительство новых домов. Видели три магазина и палатку (в прошлый раз было только два магазина). Правда, ассортимент в них примерно одинаковый (видимо, «поставщик» общий).

Появилось много объявлений о сдаче внаём домов/комнат. Стоимость от 500 р. в сутки (естесственно, без питания). Можно просто приехать на машине (или общественном транспорте) и снять комнату, не заказывая ничего заранее…

больше, увы, нет. На его месте красуется новый. Даже не возникло желания его сфотографировать…

С 1-го августа «официально» начинается сезон нереста омуля и рыбную ловлю запрещают. Но нам без особых проблем удалось заказать копчёного омуля в местном кафе. По «легенде» он был из «старых запасов»…

В день приезда я не решился купаться. Зато с удовольствием сделал это на следующий день. Вода была обжигающе-холодная!

На третий день пошёл дождик и противоположный берег скрылся в туманной дымке, как будто его не было совсем!

Первые два дня была хорошая солнечная погода и мы после обеда закутывали сына в одеяло (ветер то никто не отменял) и укладывали спать прямо на пляже. Счастье для ребёнка - проснулся и уже в огромной песочнице!

Когда возвращались в Улан-Удэ сын окончательно стал сибиряком! …Во-первых, по прибытии его намазали сажей, «принимая в семью». Во-вторых, он помочил ножки в Байкале. Ну и наконец, на обратном пути мы накормили его позами (буузами).

Если кому-то хочется больше фотографий, смотрите:

А ещё желающие могут посмотреть несколько коротких видеороликов.

Горячий источник (06.08.2008)

Ровно в 7 км севернее поворота на Энхалук есть поворот на горячий источник. Никаких указателей нет! Но, если вы забудете посмотреть на спидометр автомобиля, можно ориентироваться по лагерю «Байкальские волны». Если вы до него доехали, значит надо вернуться назад (примерно на 100 м).

Купальня представляет из себя бассейн, находящийся в деревянном домике. Температура воды 42-45°C. Вода маслянистая на ощупь с лёгким запахом сероводорода («тухлых яиц»). Для взрослых вход 50 р., для детей - 30 р.

Основные показания для лечебного применения воды - заболевания суставов (например, остеохондроз) и кожные заболевания. Время «купания» 10-20 минут.

Есть и противопоказания: гипертония; любая (!) степень алкогольного опьянения; общая ослабленность организма и другое… Подробнее можно почитать на входе или уточнить у обслуживающего персонала.

Мне «принять ванну» не удалось, т.к. накануне я обгорел на солнце и кожу при соприкосновении с горячей водой начинало нестерпимо жечь. Зато я с удовольствием ещё раз искупался в Байкале несмотря на моросящий дождик и более холодную, чем накануне воду!

Общие замечания

Приятно удивила стоимость трамвая - всего 8 р. Хотя, в основном цены вполне соответствуют московским, а на некоторые товары, которые, видимо, везут из европейской части России, даже превосходят их.

Из сувениров могу посоветовать:

  • байкальские камушки (просто подобранные на берегу или расписанные местными умельцами);
  • омуль, холодного копчения (только надо быть осторожным, чтобы не купить испорченный - лучше брать на центральном рынке);
  • местные бальзамы - «Амрита» и «Бурятия».

Ну и наконец, можно купить какие-нибудь изделия из кожи (ручной работы и по сходной цене).

Трудно передать словами те эмоции, которые испытываешь при посещении Байкала…

Приезжайте и наслаждайтесь!

Пока ещё есть чем…



Hosted by uCoz