Заметки об отдыхе на Байкале (29.07.2010 - 10.08.2010)

Вступление (общие сведения)

Турагентство - «Глобустур»

Проживание - гостевой дом Александра Бекетова

Транспорт - «Якутия», автобус

Прибытие (29.07.2010)

В отличии от «Сибири» «якутский» экипаж отнёсся к своим пассажирам с куда большим вниманием и пониманием - нас не стали всех поголовно будить на «завтрак». Даже свет в салоне не стали включать! Только при тусклом свете из приоткрытых иллюминаторов разнесли напитки и, зорко всматриваясь в лица, раздали их неспящим пассажирам…

После столичного пекла мы с таким блаженством шли по взлётно-посадочной полосе при +18… в сандалиях на босу ногу, лёгких майках и коротких шортах… а остатки луж, как напоминание о прошедшем накануне дожде, только усиливали осознание наступившего наконец-то отдыха!

От Улан-Удэ до Усть-Баргузина добирались чуть более пяти часов включая остановку в Гремячинске. Большую часть Баргузинского тракта по-прежнему трудно назвать дорогой. Хотя определённый прогресс всё-таки есть…

Водитель маршрутки (местные называют их «микриками» видимо потому, что «Газели» среди маршруток там практически не попадаются, а имеют в основном китайско-корейско-японское происхождение) - местный Шумахер - нёсся по горно-ухабистой дороге так, что части тела, спящего у меня на руках сына, разлетались в стороны в радиусе полуметра! Я только и успевал отслеживать, чтобы траектория их перемещения не пересекалась с деталями интерьера маршрутки и сидящими рядом пассажирами.

Но в общем и целом доехали без приключений. Хотя по прибытии долго не могли найти нужный адрес. Хорошо, что нас всех развезли по домам, а не высадили где-нибудь на остановке…

Байкал (30.07.2010)

На утро выяснилось, что до Байкала очень далеко (по «пляжным» меркам) - по прямой около 1,5 км, а до пляжа - все 3 (особенно, если учесть, что мы были с маленькими детьми)! Вообще, посёлок Усть-Баргузин находится не на самом берегу Байкала, от которого его отделяет болотистое устье реки Баргузин и воинская часть. Так что, если вам скажут, что в Усть-Баргузине вы будете жить в домике на берегу Байкала, не верьте - там нет таких домов (ни частных, ни отелей). С другой стороны, «пляжный отдых» на Байкале - скорее экзотика, хотя мы на это в определённой степени всё-таки рассчитывали…

Вода была относительно тёплая, но из-за сильного ветра большинство из нас в этот день купаться не отважилось - только ноги помочили.

Не помню, писал я уже об этом или нет, но погода на Байкале меняется по несколько раз в день… Поэтому, если утром солнышко и кажется, что вот уже можно и искупаться, но наверное стоит отложить на после обеда - мол, пусть ещё немного прогреется… Лучше этого не делать, а искупаться сразу, т.к. после обеда ветер почти наверняка сменит своё направление и станет либо прохладнее, либо вообще может пойти дождь! Конечно, было бы желание, искупаться можно при любой (ну, или почти при любой) погоде, но тут уже каждый сам должен рассчитывать свои силы и возможности…

Сразу же приведу фотографии Байкальской флоры и фауны.

В этот же день вечером мы встретились с нашим гидом - Александром и договорились о предстоящих экскурсиях.

«Чивыркуйская сказка» (31.07.2010)

Ездили на экскурсию в Забайкальский Национальный Парк (ЗНП) по программе «Чивыркуйская сказка». Программа была примерно следующей:

• Знакомство с паромом. Паромная переправа в Усть-Баргузине является узким местом Баргузинского тракта. Нам повезло - на эту экскурсию нас повёз лично Александр Бекетов - директор ЗНП, у которого был пропуск для внеочередного въезда на паром. С утра машин было не много, но на обратном пути, объезжая километровую пробку, мы осознали значимость этой «бумажки».
  • Далее была долгая дорога по кочкам и ухабам - это уже на территории ЗНП. «Наш» уазик «делал» все остальные машины, включая всевозможные внедорожники и японские микроавтобусы (на своей машине я бы так никогда не поехал!), не смотря на то, что состояние уазика оставляло желать лучшего - время от времени (при особо яростном вдавливании педали газа в пол) выхлопные газы «радостно» врывались прямо в салон… Зато наши дети были несказанно рады незапланированному «аттракциону»!
  • Примерно через полчаса доехали до пляжа «красный песок», где сделали небольшую остановку. Там мне удалось сделать несколько фотографий в том числе и симпатичных жёлтых маков. Как я узнал позже от Лены (помощницы Александра, нашего второго гида), эти маки являются реликтовыми (произрастают только в Забайкалье и на Алтае). Здесь же, но уже на обратном пути мы остановилсиь ещё раз, чтобы пособирать кедровые шишки, которые уже практически созрели к тому моменту. Надо заметить, что вообще-то сбор кедровых шишек не самое простое занятие. Обычно их собирают следующим образом. Берут колот - огромный деревянный молот - и стучат им по стволам деревьев, чтобы сбить шишки на землю, а потом уже собирают их. Как правило для этого выезжают на несколько дней в тайгу… Нам же этого делать не пришлось, т.к. в прибрежных районах Байкала (конкретно в ЗНП) растёт особый вид кедра - кедр-стланник. Эта форма больше напоминает куст, чем дерево. Вот с таких-то вот кустов мы и собирали шишки безо всяких подручных инструментов. Конечно речь не шла о «промышленных масштабах» - сорвали десяток шишек да и поехали дальше…
  • После «красного песка» мы делали ещё одну небольшую остановку в очередном святом месте. Далее, ещё примерно через полчаса мы наконец-то добрались до пристани в посёлке Курбулик, где нас ждал катер. Автомобильная дорога там заканчивается и дальше можно либо идти по берегу, что совсем не просто, учитывая гористую местность, либо плыть. А зимой там ходят на лыжах или ездят на машинах прямо по льду, но мы там были летом… А летом… летом весь берег забит палатками и автомобилями настолько плотно, что нам пришлось протискиваться между ними, чтобы попасть на катер!
  • Так мы оказались в Чивыркуйском заливе. На катере мы минут сорок плыли в Змеиную бухту. Когда оказались на месте, нас сразу предупредили, что если мы хотим искупаться в Байкале, то сделать это надо до посещения горячего источника. В противном случае это может очень плохо отразиться на сердце вплоть… сами знаете до чего! В общем те из нас, кто хотел искупаться, искупались (кто-то просто ножки помочил), и полезли в источник. Кстати, их там два - «детский» (40°С) и «взрослый» (60°С).
  • После источника мы попали в заботливые руки Лены. Она провела для нас пешеходную экскурсию на противоположный берег бухты. Наш пацан реально потряс не только нас, но и Лену, бодро прошагав большую часть пути во главе группы! И примерно половину дороги пытался выяснить, есть ли на Байкале красные бабочки (бабочки другив цветов нам попались в большом количестве по пути, а вот с красными не повезло). Пешеходная экскурсия у нас была немного в сокращённом варианте из-за маленького ребёнка, хотя ещё не известно, кто из нас больше устал… По дороге видели много грибов, хотя в Усть-Баргузине нам говорили, что грибов нет - слишком сухо. Видимо на полуострове, который, кстати, называется Святой нос, влажность выше и грибы чувствуют себя там комфортнее. Грибы мы не собирали. Во-первых потому, что Национальный парк, а во-вторых, у нас просто не было на это времени. Ещё Лена показала нам шикшу - траву, ягоды которой хорошо уталяют жажду. Правда самих ягод там не было, но мы попробовали их позже в окрестностях Усть-Баргузина (надо сказать, ничего особенного, кисленькая такая ягодка, но действительно сочная).
  • На противоположном берегу нас ждал привал с костерком и омулем на рожнах. После этого мы снова сели на катер и отправились в обратный путь. Надо сказать, что нам повезло с погодой и в тот день не было сильного ветра, обычного для Чивыркуйского залива.
  • Про кедровые шишки я уже писал - повторяться не буду.
  • Ну и под конец экскурсии, уже почти на выезде из ЗНП, мы сделали небольшую остановку, чтобы искупаться в озере Бармашовом с щелочной водой, лечащей кожные заболевания.

Иллюстрации к вышеперечисленному можно посмотреть в моём фотоотчёте о поездке в Забайкальский Национальный Парк.

В ЗНП разрешён въезд и проживание в палатках в отведённых для этого местах, естестенно, за плату и по строгим правилам, за выполнением которых следят сотрудники парка в составе… 30 человек.

На полуострове Святой нос начинается Большая Байкальская Тропа (ББТ), по очень небольшому кусочку которой мы собственно и прошли.

В ЗНП живёт большое количество животных, в том числе такие крупные хищники, как медведи. Во время пешеходной прогулки по ББТ Лена показала нам метку, оставленную одним из медведей - высота впечатлила.

Усть-Баргузин (1.08.2010)

В этот день мы никуда не ездили и полностью провели в посёлке. Поэтому я решил все свои наблюдения, полученные за всё время пребывания в Усть-Баргузине, привести здесь.

За редким исключением (школа, гостиница, АТС и т.п.) дома в посёлке деревянные и одноэтажные. Конечно, некоторые из них имеют второй этаж (или намёк на него), но это скорее исключение, чем правило. Большинство домов всё-таки одноэтажные, но при этом имеющие достаточно большую жилую площадь.

Гостиница в посёлке всего одна, но есть много «гостевых домов». Мы жили в одном из них… Очень гостеприимные хозяева. Хозяйка кормила нас 3 раза в сутки. Обычно интересовалась нашими предпочтениями. Старалась даже угодить нашим маленьким детям, что нам самим удаётся далеко не всегда! Могу сказать, что отсутствие «европейского» комфорта с лихвой компенсировалось радушием хозяев. Кстати, как выяснилось в день отъезда, мы жили совсем недалеко от гостиницы - просто в её сторону ни разу не ходили.

Очень удивило наличие в Усть-Баргузине квартир в домах. Смотришь, вроде обычные «деревенские» дома, а почти на каждом стоит либо «1», либо «2». Мы сначала никак не могли понять, почему так много домов с номером 1 и только потом сообразили, что это номера квартир.

В посёлке много небольших магазинов. По большей части продуктовых, но ассортимент везде примерно одинаковый. К нашему удивлению нигде не оказалось сухого вина - только сладкие и полусладкие…

Мобильная связь в посёлке хорошая - видны несколько вышек с разных сторон. Правда, в ЗНП связи не было, но, наверное, оно и к лучшему. Хотя в деревне рыбаков, мимо которой мы проплывали по Чивыркуйскому заливу, вышка виднелась, но мои SIM'ки там не зарегистрировались…

Из ТВ есть только две программы - «1-й» и «2-й» («Россия 1»). Да и те показывают не лучшим образом. Зато практически в каждом доме есть спутниковые тарелки.

На пляже огромное количество битого стекла (я в первый же день порезал палец на ноге), пластиковых и ещё не разбитых стеклянных бутылок, а также прочего мусора! По нашим наблюдениям мусорят, вопреки распространённому мнению, в первую очередь местные жители, а не приезжие - мы достаточно много ходили по посёлку и почти везде (даже там, где приезжие бывают редко) встречали те же самые бутылки и другой мусор под ногами. По рассказам хозяйки в сентябре с началом занятий школьников выводят на уборку пляжа.

В лесу, не смотря на то, что он сосновый, много комаров. Москитол отпугивает тех из них, которые присаживаются и пытаются найти для укуса место получше. Но есть среди них и менее разборчивые, которые сразу садяться и начинают кусать, не «принюхиваясь». От таких защитные средства помогают плохо!

Смотрите мои Усть-Баргузинские фотографии.

Баргузинская долина (2.08.2010)

В этот день нас повезли на экскурсию по Баргузинской долине. По количеству посещённых мест эта экскурсия была более насыщенной, чем предыдущая. Маршрут был примерно следующим:

• Паромная переправа (в этот раз без спецпропуска, т.к. ехали на другой машине и с другим водителем, но утром транспорта было не очень много).
  • Дорога вдоль реки Баргузин до одноимённого посёлка. По дороге сделали остановку в довольно живописном месте, чтобы пофотографировать.
  • Посёлок Баргузин. Кстати, он был когда-то городом. Потом этот статус потерял из-за уменьшения числа жителей.
  • Далее посетили место, где была найдена наскальная живопись - петроглифы.
  • Затем посетили посёлок Суво, известный причудливым горным образованием под названием «Сувинский саксонский замок». Зрелище действительно завораживающее!
  • После прогулки по «замку» нас ждал очень вкусный обед в одном из домов посёлка. Все продукты (ну разве что за исключением соли и сахара) были плодом натурального хозяйства.
  • После обеда нас повезли смотреть природный «сад камней» - тоже очень красивое место. Добирались мы туда довольно долго и по дороге остановились в святом для буддистов месте, где лежит «бык-камень». Этот камень действительно чем-то напоминает отдыхающего быка.
  • На обратном пути остановились, чтобы искупаться в озере Алгинское, которое содержит большое количество минеральных солей и, как следствие, является лечебным. Озеро не глубокое - можно перейти в брод. Поразила идеально-ровная береговая линия озера…

Иллюстрации к вышеперечисленному можно посмотреть в моём фотоотчёте об экскурсии по Баргузинской долине.

Долина в основном представляет из себя степь. И только в части, прилегающей к Байкалу, густо покрыта лесом. Через дорогу постоянно перебегали суслики. Причём делали это настолько оперативно, что ни разу не попали в объектив. Да что там говорить - кое-кто из нашей группы их вообще ни разу не увидел!

Вся долина помимо собственно реки Баргузин испещерена множеством мелких речек и содержит огромное число озёр, некоторые из которых пересыхают к концу лета, оставляя после себя солончаки (дожди в долине большая редкость).

Ещё одна интересная особенность - в долине в качестве придорожного кустарника часто выступает… облепиха.

Были сильно удивлены, когда эксурсовод обратила наше внимание на растущие под ногами… !

Видели много «наскальной живописи», оставленной предположительно студентами, судя по датам в подписях, начиная с советских времён и по наши дни. И ведь не лень людям с собой краску таскать по горам! Причём с одной единственной целью - нагадить!

За дорогой, по которой раньше возили лес, теперь никто не следит и она находится в весьма плачевном состоянии… Именно по ней, чтобы не застрять на паромной переправе, мы возвращались обратно. Сын, набравшись впечатлений «выше крыши», почти сразу же вырубился на коленях у нашего экскурсовода - Лены, что в общем-то удивительно, т.к. сын, как правило, очень настороженно относится к малознакомым людям, а тут признал и полностью доверился! Потом пришлось заносить его в дом прямо спящим.

Музей Алёшина (3.08.2010)

Узнав, что в Усть-Баргузине есть музей минералов им. Алёшина, решили его посетить. Музей расположен в частном доме. За символическую плату нам прочитали лекцию и показали богатую коллекцию минералов, если не ошибаюсь, собранную двумя геологами - отцом и сыном Алёшиными. Позднее к этой коллекции была добавлена коллекция старинных монет, привезённых с раскопок из разных уголоков нашей необъятной родины. В завершении экскурсии детям подарили по кусочку вулканического шерта (я сам первый раз услышал это название именно в тот день) - такой, почти круглый серенький камешек с пупырышками.

Здесь несколько фотографий из музея.

Обратная дорога (4.08.2010)

Обратно ехали на автобусе Хендай - куда комфортнее, чем на «микрике», хотя и немного дольше. Автобусы и маршрутки ходят до Усть-Баргузина и обратно два раза в сутки (утром и в обед). Мы уехали утром, сэкономив хозяйке продукты на обед, хотя изначально планировали уехать днём… Но в итоге не пожалели, т.к. за полдня всё-равно ничего бы сделать не успели, а приехав поздно вечером в Улан-Удэ, только больше бы устали.

Чтобы нас встретили, хотели позвонить, когда до Улан-Удэ останется не так долго ехать. Примерно представляя маршрут, я решил, что позвоню когда проедем Иркилик. Не тут то было! Связи не было - она появилась уже когда мы въехали в Улан-Удэ.

Улан-Удэ (5.08 - 9.08.2010)

Облик Улан-Удэ заметно изменился в лучшую сторону за прошедшие с нашей предыдущей поездки два года. Особенно это касается дорог! Кроме того появились новые памятники и вообще очень заметно, что благоустройству города уделяется много внимания.

Стоимость трамвая возросла незначительно - теперь он стоит 10 рублей.

На сдачу так и норовят сдать юбилейную монету, а то и не одну! А мне только на руку - я их коллекционирую…

В Улан-Удэ появилось своё - видимо кто-то из местных бизнесменов остался под сильным впечатлением от поездки в Москву…

В своих предыдущих рассказах я почти не уделял внимания местному общепиту. Попробую слегка восполнить этот пробел.

За время нашего недолгого пребывания в Улан-Удэ мы посетили три кафе/ресторана: Сафари, Марко Поло и Ирландский паб. Больше всего нам понравилось в Марко Поло. В Сафари дороговато, а каких-то особенных вкусовых изысков мы там не обнаружили. А в Ирландском пабе из заявленных в меню блюд реально заказать можно было только треть из них. Дизайн всех заведений вполне соответствует их названиям и оставляет весьма приятное впечатление, а вот скорость обслуживания, и это видимо общая тенденция, оставляет желать лучшего.

Также мы побывали в нескольких позных. И не только в Улан-Удэ, но и в других населённых пунктах.

Дело в том, что поездки между населёнными пунктами в Забайкалье часто растягиваются на несколько часов (а то и на весь день). Поэтому, как правило, по пути делают остановку у какой-нибудь позной. По своей сути они похожи на заводские столовые советских времён с их пластиковыми подносами, отдельно расположенными кассами и выдацей блюд и, конечно, самообслуживанием.

Конечно же привожу фотоотчёт об Улан-Удэ.

А также традиционный фотоотчёт о посещении Этнографического музея народов Забайкалья.

Иволгинский дацан (8.08.2010)

Не смотря на то, что мы не буддисты, я считаю, что побывать в Улан-Удэ и не посетить Иволгинский дацан, примерно равносильно приезду в мой родной Сергиев Посад и не посещению Троице-Сергиевой Лавры! Благо, что времени у нас было предостаточно. И мы попросили родственников в очередной раз свозить нас в это уникальное место.

По сравнению с нашим прошлым приездом в Дацане появилось много новых строений. Среди них дома, лавки. На территории появилось много собак - то ли раньше я не обращал на них внимания, то ли их действительно стало много.

Ещё появился загон с косулями, которых можно покормить печеньем, продаваемым в ближайшем храме - отличное развлечение для детей! Особенно маленьких.

Новые фотографии Иволгинского дацана

Возвращение (10.08.2010)

Через десять минут после вылёта из Улан-Удэ внизу показался Байкал. Дымка облаков укрыла его восточное побережье. Середина и западный берег отчётливо просматривались… Даже на самолёте нам потребовалось около пяти минут, чтобы его пересечь. До свидания великое озеро! До новых встреч Священный Байкал!

А Москва встретила нас смогом и гарью - леса продолжали гореть…

Да, кстати! Если мне не изменяет память, это была первая поездка, где нам ни разу не пригодился кипятильник!

Ну и напоследок несколько Байкальских видеороликов

В заключение хочется отметить, что в Забайкалье осталось ещё много интересных и удивительных по своей красоте мест, не смотря на активную деятельность туристов, пренебрежительное отношение заметной части местных жителей и бездействие властей! Поедем ли мы ещё на Байкал? Безусловно! Всё чаще склоняюсь к мысли, что стоит как-нибудь посетить его в зимнее время года и совершить, например, тур по льду Байкала из Улан-Удэ в Северобайкальск, где покататься на горных лыжах… Пока это всего лишь мечты, а там кто знает…